Юрій
Бровари |
Ни в одной клинике мира вам не поставят этот диагноз. Ни в одном медицинском справочнике вы не найдете даже упоминания об этой болезни. Ни в одной аптеке вы не купите спасительного лекарства от нее. Но это все не означает, что вы не поражены этим страшным недугом, последствия которого зачастую бывают крайне печальными. Опасность этой болезни заключается в том, что лишь окружающие вас люди могут заметить ее проявление. Сами же больные больными себя не ощущают. И это самое ужасное.
Впрочем, не надо впадать в панику. Журнал «Наш хоккей» провел тщательное исследование данной проблемы, результаты которого мы и предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что вы серьезно отнесетесь к этой публикации и сделаете после ее прочтения соответствующие выводы. Если к вам нижеследующий материал не имеет никакого отношения, помогите хотя бы тем, кто, на ваш взгляд, страдает этой самой болезнью. Все-таки «соринку в глазу соседа» увидеть гораздо проще.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Отец семейства читает спортивную газету. В ней он обнаруживает материал про футболиста Иванова, которыйподписал контракт с каким-то клубом на три миллиона долларов. Рядом с отцом сидит его сын и усердно учиту роки: решает задачи по алгебре, пишет сочинение и т.д. Папаша смотрит на отпрыска, затем снова перечитывает текст. Потом подходит к своему сыну, дает ему увесистый подзатыльник и говорит: «Занимаешься всякой фигней, пошел бы лучше мячик погонял».
ПРИЧИНЫ
Необъективность.
Когда у счастливых родителей появляется долгожданное чадо, совершенно естественно, что «дышат» они к нему неровно. «Ты на свете всех милее, всех румяней и белее» — с детства напевают мамы и папы своим кровиночкам. В один прекрасный момент они приводят ребенка в спортивную секцию и неожиданно сталкиваются с тем, что к их малышу там относятся несколько по-другому, не замечая очевидных достоинств, которые видны родителям. «Родители, — считает директор ДЮСШ «Созвездие» Ян Каменецкий, — практически никогда не бывают объективными по отношению к собственным детям. Когда у меня родился сын, я был уверен, что ну уж из него-то сумею сделать настоящего хоккейного мастера. И начал с ним работать в этом направлении. Но когда сыну исполнилось семь лет, я понял, что он — не игровик. Игровиком я называю тех, у кого развито именно игровое мышление. Понимаете, можно человека подготовить физически, технически, но все остальное дается от Бога. Я понял, что сын в хоккее не сможет добиться серьезных результатов, зато в других видах спорта он сумел достичь многого».
Материальный вопрос.
«Еще одной причиной возникновения звездной болезни у родителей, — считает профессор кафедры психологии РГУФК Владимир Сопов, — является изменение нашего менталитета в отношении к спорту. И изменился он под влиянием материального фактора. Когда публикуются чудовищные цифры гонораров спортсменов, многим родителям просто «сносит крышу». Они воспринимают своего ребенка, как средство к безбедному существованию в будущем. И такие родители сделают все возможное, чтобы добиться своей цели».
Конкуренция.
«Предположим, — говорит Ян Каменецкий, — мальчик имеет определенные способности. Тренер из другой школы, узнав телефон его родителей, звонит им, обещает золотые горы и предлагает мальчика забрать к себе. У родителей тут же появляется звездная болезнь. Как же, нашего ребенка уже в «Динамо» приглашают, а здесь его во второй пятерке держат». Так же, на мельницу звездной болезни родителей льют воду и агенты, всячески восхваляя таланты их отпрыска и предлагая подписать с ним взаимовыгодный контракт.
СИМПТОМЫ
Неуважение к тренерской работе.
Родители, страдающие звездной болезнью, не могут находиться в стороне от тренировочного процесса. Они считают, что никто лучше них не разбирается в хоккее. Поэтому, чуть чтоне так, папы и мамы хватают ребенка и ведут в другую школу, затем еще в одну. Везде им кажется, что тренер плохой и не может ничему научить их сына. «У нашегознаменитого тренера вратарей Виталия Ерфилова, — рассказывает старший тренер ДЮСШ «Созвездие» Дмитрий Давыдов, — есть любимая загадка. Чем шахматы отличаются от хоккея? Тем, что в шахматах никто не знает правил, но все играют, а в хоккее все правила знают, но никто не играет». «Когда я приехал из Магнитогорска в Москву, — вспоминает Сергей Девятков, заместитель директора ДЮСШ «Созвездие», — честно говоря, был очень удивлен тому, что здесь происходит с родителями юных хоккеистов. На периферии тренер спокойно занимается с командой, и никто в тренировочный процесс не лезет и ничего ему не советует. В Москве же я увидел, как родители во время игры стояли возле лавочки с хоккеистами и сами меняли состав, говоря, ктои когда должен выходить. Для меня это было просто дико. А однажды мне даже пришлось во время тренировки подъехать к одному родителю и предложить ему поработать вместо меня. Я ему предложил форму, коньки, но, оказалось, он даже не умел кататься. Зато советовал, как настоящий профессионал».
«Кухонная» терапия.
«Вообще, — говорит Дмитрий Давыдов, — у нас есть такое понятие, как «кухонная терапия». Что это такое? Это когда на кухне вечером после тренировки собираются все члены семьи и при ребенке начинают обсуждать действия тренера. При этом получается, что тренер плохой, партнеры плохие, один их мальчик молодец. «Накрутив» так себя и ребенка за вечер, родители на следующий день приходят к тренеру и требуют должного отношения к их чаду».
Комплекс «первой пятерки».
У многих родителей сложился стереотип, что если их ребенок не играет в первой пятерке, на его будущем можно ставить крест. Никто не обратит на любимое чадо внимание. Поэтому всеми правдами и неправдами они стремятся заставить тренера сделать «правильный выбор». Если нужного результата не достигается, родители просто забирают ребенка в другую школу, выдергивая его из уже сложившегося коллектива.
Завышенная оценка ребенка.
«По роду своих занятий, — рассказывает Владимир Сопов, — мне довольно-таки часто приходится работать с юными спортсменами. Недавно, скажем, я работал с «суперфутбольной звездой» девяти лет отроду. Его родители считают, что это уникальнейший футболист, а не играет лишь потому, что у него какая-то там мелочь, и я как психолог должен ее немедленно устранить. И тогда он заиграет, минимум, как Марадона. При этом родители совершенно не хотят слушать замечание специалиста, что у ребенка со здоровьем что-то не в порядке. Полная закрытость и непонимание проблемы с их стороны. Или еще пример. Буквально несколько дней назад я беседовал с одиннадцатилетним созданием, которое уверено, что когда ему исполнится 16 лет, оно будет играть гораздо лучше, чем играл Марио Лемье. Все это происходит в присутстви и мамы и папы, которые также абсолютно уверены в словах сына. И в тот момент, когда ребенок с рассказом осебе немного замешкался, они тут же за него изложили дальше всю его историю. Чего здесь больше, реального понимания способностей ребенка или, скажем, налета патологического честолюбия, которое у родителей в этот момент наблюдается? Как психолог, я провожу такой эксперимент. Просто пытаюсь не согласиться с родителями и посмотреть, какая будет реакция. Родители категорически отвергают мое несогласие, а ребенок может иногда сделать очень интересный ход. Мама с папой выходят, а он мне говорит: «Дядя, ну ты объясни им, что не нужен мне этот хоккей или футбол, я хочу заниматься тем-то и тем-то». То есть ребенок вступил уже в некую конфронтацию с амбициями родителей. Ясно, что там ничего хорошего не выйдет».
ПОСЛЕДСТВИЯ
К сожалению, звездная болезнь родителей негативно отражается на здоровье ребенка. Иногда дело доходит до невроза. Иногда — до болезненного разлада в семье. Чрезмерная опека собственных детей приводит лишь к ухудшению психологического состояния ребенка, что мешает ему добиться хороших результатов в спорте. «На тренировке, — рассказывает Сергей Девятков, — родители, стоя на балконе, кричат ребенку, что ему нужно делать. В результате он смотрит не на то, что показывает ему тренер, а постоянно оглядывается на своего папу или маму: правильно ли он делает упражнение или нет. Ребенок боится сделать что-то не так, потому что его отец стоит над ним чуть ли не с кувалдой. Я сам видел, как какой-то папаша бил сына после тренировки. Видимо, он поставил себе цель, чтобы сын играл только в НХЛ. Естественно, у него нервы начинают шалить, если его ребенок делает что-то плохо. Такой папа пытается угрозами, окриками заставить сына что-то сделать. Но что конкретно нужно делать, он сам толком не знает. В результате дети становятся зажатыми. Они не могут раскрепоститься в игре. У них нет никакого куража, и дальше они не растут. Вместо того чтобы получать удовольствие от игpы мальчишка получает от родителей по голове за неправильные действия. В конце концов, родители добьются того, что рано или поздно ребенок их пошлет куда подальше. У меня были в практике примеры, когда родители приходили к тренеру и чуть ли не на коленях умоляли как-то воздействовать на их сына, потому что он их больше не слушает. К сожалению, родители не понимают, что сами виноваты в сложившейся ситуации».
«В результате того, — замечает Ян Каменецкий, — что родители не доверяют тренерам, они выдергивают мальчишку из коллектива и ведут в другие школы. Но они совершенно не думают о том, как все это может отразиться на психике ребенка. Ведь еще неизвестно, как он приживется в новом коллективе. А в старом месте у него сложился свой ребячий коллектив, какие-тообщие интересы. Но родителей все это мало волнует».
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ
Терпение.
«Родители, — считает Ян Каменецкий,- должны иметь терпение. Прежде чем забирать ребенка из школы, где их ребенок не попадает, скажем, в первую пятерку, нужно понимать, что дети развиваются все по-разному. Бывает быстрое развитие, а бывает — запоздалое. У меня в свое время занимался Саша Харитонов, который сегодня выступает за московское «Динамо». Он был талантливым мальчишкой, но поначалу уступал своим сверстникам. Тем не менее, со временем он вышел на хороший уровень и добился неплохих результатов в хоккее. И таких примеров много».
Статистика.
«Мы не откроем секрета, — говорит Ян Каменецкий, — что даже при очень хорошей работе тренера, из каждого возраста обычно выходят один два хоккеиста с большим будущим. Хотя, конечно, бывают исключения, которые, наверное, лишь подтверждают правило. Например, тренер московского «Динамо» Сергей Валентинович Кремлев занимался в школе сдетьми 1970 года рождения. Из этой группы пять человек затем попали в команду мастеров. Это Алексей Жамнов, Игорь Королев, Александр Карповцев, Роман Ильин и Равиль Якубов». «Не так давно, — рассказывает Владимир Сопов, — всемирная теннисная ассоциация опубликовала любопытные цифры. Оказывается, в США порядка 25-26 тысяч теннисистов по уровню мастерства находятся где-то на подступах к уровню сестер Уильямс и Андре Агасси. Но играть так, как эти звезды тенниса, смогут из них лишь один или два человека».
Объединение усилий.
«Чтобы пролечить звездную болезнь родителей, — считает Дмитрий Давыдов, — надо всем тренерам детских школ сплотиться и держаться одной линии. Из какой-то школы, допустим, родители уводят мальчика. Приходят в другую и говорят: возьмите нас. А там не должны сразу брать. Сначала надо спросить, откуда вы, почему ушли и так далее. Затем пусть тренер не поленится, снимет трубку и позвонит в ту школу, откуда ушел этот мальчик. Выяснив причину, он поймет, что с таким ребенком, а точнее с его родителями, он получит только лишние проблемы. Таким образом, родители прекратят дергать своих детей, зная, что в другом месте их просто не возьмут».
Повышение престижа тренерской профессии.
«К сожалению, — говорит Ян Каменецкий, — у нас не хватает квалифицированных тренеров. И это наша беда. Естественно, что на ту зарплату, которая выплачивается детскому тренеру, мало кого заманишь. Если сейчас самый скромный контракт хоккеиста порядка 50 тысяч долларов, придет ли он после окончания карьеры работать за 100 долларов? Вот и получается, что идут работать тренерами совершенно случайные люди. Мы недополучаем хорошие тренерские кадры. И, если в ближайшее время эта проблема не будет решена, нам придется все время лишь покупать игроков».
Ограничение родителей.
Можно в приказном порядке запретить родителям присутствовать на тренировках. Таким образом, они, во-первых, не будут отвлекать своих детей от занятий, а, во-вторых, не смогут влиять на тренировочный процесс.
Анатолий КОЛОСОВ
В статье использованы материалы журнала «Наш хоккей» 2004
http://kinderliga.ru/stat/hokkey02.html
1 |