Украинские хоккеисты и со второй попытки не смогли вернуться в элитный дивизион. Что, в общем-то, логично: лидеры сборной одной ногой на спортивной пенсии, а заменить выбывающих бойцов просто некем. Наши молодые таланты уже давно перебрались в Россию, сменив не только спортивную прописку, но и гражданство. Федерация хоккея хочет ударить по кадровому голоду изнутри – наведением порядка в детском спорте
Хоккейные болельщики так и не дождались возможности слегка побогохульствовать, поприветствовав друг друга возгласом «Хоккей воскрес!». В канун Пасхи сборная Украины заслуженно проиграла своему главному сопернику, Италии, 0:2. И это притом, что наши едва ли не полматча провели в большинстве. «Непонятный» тренер, неспешно передвигающиеся по площадке игроки – только верхушка айсберга. В его основании – практически разваленная система детско-юношеского хоккея, базирующаяся на дотациях из кармана родителей будущих звезд. Одаренных ребят хватает, но они уезжают: лучшие – в Россию, менее талантливые – в Беларусь. Неудивительно, что за несколько дней до фиаско старших товарищей сборная Украины U-18 скатилась уже в третий дивизион мирового хоккея.
Один из лучших игроков детской команды «Сокол-96» 13-летний Кирилл Бондаренко еще два года назад мог перебраться в казанский «Ак Барс». Клуб из Татарстана предоставляет прекрасные условия для профессионального роста: обеспечивает лучшей экипировкой, питанием, проживанием, да еще и стипендию в $200 выплачивает. В Киеве же даже со льдом есть проблемы: три раза в неделю по часу – ну куда это годится? Кроме того, родители за свои кровные закупают амуницию (каждые два года по €1 тыс. – ребенок ведь растет), оплачивают поездки на матчи (еще €1 тыс., но за сезон), ремонтируют раздевалки и, по слухам, доплачивают тренеру за его старания.
Далеко не все могут себе позволить такое дорогое «меню», поэтому кое на чем приходится экономить. Например, на гостевые матчи команды СДЮШОР «Сокол» ездят в усеченном составе. Так, «Сокол-96» на последней встрече юношеского чемпионата Беларуси в Минске был представлен аж 13-ю игроками. Итог закономерен – поражение 1:7.
В 2007-м школа «Ак Барса» пополнилась несколькими «соколятами», но мама Кирилла Бондаренко Оксана так и не решилась на переезд. Отпугнуло то, что клуб заключает с родителями контракт, и если сын вдруг пожелает уехать из Казани, придется возместить по $10 тыс. за каждый год. К тому же, какой нормальный родитель захочет отпускать ребенка за тридевять земель? Хотя Оксана признается, что переезд в Россию по-прежнему на повестке дня.
По словам тренера «Сокола-96» Вадима Кирьяна, прописку могут сменить еще двое ребят из его команды. А трое сделали это еще в прошлом году. Один из них – Женя Тимченко, уехавший сначала в ярославский «Локомотив», а затем оказавшийся в «Химике» из Воскресенска. Отец Жени признается: ему приходится тратиться, но эти суммы ни в какое сравнение не идут с теми, что он выкладывал, когда сын занимался в «Соколе».
Бытует мнение, что украинские тренеры прикладывают руку к переезду талантливых воспитанников в Россию и имеют с этого процент. В частности, легенда «Сокола», а ныне наставник сборной Украины U-18 Рамиль Юлдашев якобы сватает наших ребят в «Ак Барс». Многолетний директор СДЮШОР «Сокол» Валентин Уткин все отрицает. По его словам, родители самостоятельно выходят на детские школы клубов.
Вячеслав Завальнюк, экс-игрок национальной сборной, а теперь – вице-президент Федерации хоккея страны (ФХУ), называет еще одну причину отъезда талантливых хоккеистов – некомпетентность детских тренеров: «Если родители не видят профессионального роста своих детей, они решаются на переезд. Половина тренеров ищет информацию, роется в зарубежных источниках, а другая стоит на месте. Последние 10 лет ничего не дали, мы загубили целое поколение».
Завальнюк ставит в пример сборную Латвии, лидеров которой (игравших еще в рижском «Динамо» времен СССР) заменили около десятка исполнителей 20-22 лет. Подобного Федерация хоккея хочет добиться и от главной кузницы кадров страны – СДЮШОР «Сокол». Руководство ФХУ уже пролоббировало решение, по которому как минимум часть детских команд отойдет под опеку Школы Завальнюка, существующей с 2008 года.
Если грядущие изменения вдохновят родителей, это может остановить отток наших юных звездочек в Россию и сохранить их для сборной. Ведь даже если украинец не приглянулся тренерам российских юношеских сборных, ему почти наверняка придется сменить гражданство – клубам не нужны лишние легионеры. А чтобы затем вернуться в родную сборную, нужно четыре года отыграть в национальном чемпионате.
Экс-киевлянин Виталий Аникеенко вряд ли задумывается о подобном варианте – в России он давно свой. В 1999 году, в 12 лет, он уехал в Ярославль. Уже в 15 в составе сборной U-18 стал бронзовым призером чемпионата мира, через два года защитник был выбран под 70-м номером на драфте новичков НХЛ. Правда, за океан Аникеенко так и не поехал. Зато две недели назад стал вице-чемпионом России в составе ярославского «Локомотива».
Собственно, примеров, как в случае с Аникеенко, хоть пруд пруди: обладатель Кубка Стэнли Антон Бабчук, экс-игрок молодежной сборной России, а ныне нападающий «Рейнджерс» Николай Жердев, игрок национальной сборной России Алексей Михнов. Кстати, родной брат Алексея – Андрей – выступает за сборную Украины. Кто именно из братьев сменил Родину, догадаться несложно.
Вячеслав Завальнюк надеется, что ветераны сборной, такие как Константин Симчук (35 лет), Сергей Климентьев (34), Вадим Шахрайчук (в июне исполнится 35), еще поиграют за главную команду страны. Ведь за ними – пустота: «Если мы искусственно введем в состав молодых игроков, станем бороться за сохранение прописки в первом дивизионе». Но очевидно и другое: с имеющимися кадрами Украина уже не способна повыситься в классе. Так что в первом дивизионе мирового хоккея мы застряли, похоже, всерьез и надолго.
Евгений Швец (ИА «Новый мост», 24.04.2009)
Евгений Швец
Ось що хочу сказати з цього приводу...