Как уже сообщал «СЭ», юниорский чемпионат мира-2010 в дивизионе 2 состоится в Киеве. Местом проведения соревнований была избрана главная арена страны — столичный Дворец спорта, где уже в ближайшее время планируется реконструкция. Этому важному для развития хоккея в Украине решению предшествовало не менее резонансное кадровое назначение — руководить украинскими юниорами будет известный в прошлом хоккеист, ветеран семи сезонов НХЛ Александр Годынюк. Именно ему доверена ответственная миссия возрождения юношеского хоккея в Украине.
- Александр, признайтесь, не боялись менять достаточно спокойную и размеренную жизнь на не всегда благодарную и нервную работу главного тренера? — спросил у Годынюка корреспондент «СЭ».
- Абсолютно. Ты либо живешь хоккеем, либо нет. Конечно, после того, как я работал главным тренером в Америке (в команде ECHL «Гринсборо». — Прим. А. А.), прошло определенное время, однако есть один момент. Любой тренер должен быть педагогом, и если между ним и игроком есть психологический контакт, значит, ты можешь работать с любой командой. Я в свои способности и возможности психолога верю, ведь в жизни после хоккея долгое время проработал на руководящей должности. Бывало, что в моем подчинении было более тысячи человек. Психология, плюс понимание, плюс умение применить все знания.
- На днях стало известно, что юниорский чемпионат мира состоится в Киеве. Насколько это поможет вашей команде?
- В целом, это очень важно. Не только в плане подготовки хоккеистов, но и в настрое наших ребят. Мы будем иметь возможность кататься на этом льду в течение всего периода подготовки. Ведь каждая коробка имеет свою специфику, а борт — свой отскок. Вообще есть понятие ауры, присутствующее на каждом стадионе. Так что на ваш вопрос могу ответить так: с одной стороны это помогает, с другой — ребята, которые еще не сформировались психологически, могут ощутить на себе некое давление. Задача тренерского штаба состоит в том, чтобы превратить давление в преимущество.
- Вернемся все же к вашему назначению. В этом году вы посетили немало хоккейных встреч и наверняка видели в деле игроков, которые составляют костяк юниорской сборной. Каково будущее этих ребят в вашей команде?
- Вы правы, мне действительно удалось посмотреть несколько матчей с участием юниорской сборной. Но подчеркиваю: я хочу увидеть эту команду с нуля. Возможно, кто-то был лидером, а кто-то — так сказать, аутсайдером, сейчас для меня это нивелируется. Мы начинаем новую подготовку, и мне неважно, на каком этапе своего развития был тот или иной игрок два года назад. Рад, что не очень хорошо знаком с этими хоккеистами. Играть будут только сильнейшие, независимо от того, откуда хоккеист — из Киева, Харькова или Херсона. Мы подготовили расширенный список кандидатов на первый сбор, и после него возможны изменения. И я гарантирую, что на чемпионате мира будут выступать сильнейшие.
- По каким критериям вы будете отбирать игроков в сборную?
- Только по игре. Я имею свое видение, каким должен быть игрок во время матча. У американцев есть слово chemistry, иными словами, «состав». Так вот, меня интересует, прежде всего, из чего «сделан» тот или иной хоккеист. Будь он игроком обороны, бомбардиром или просто «чекером». В любом случае эти критерии вписываются в мою формулу команды, которая должна побеждать.
- Сейчас очень модно говорить о смешении различных стилей хоккея. Какому из них вы отдаете предпочтение: советскому или заокеанскому?
- Мне кажется, что хоккей складывается из оценки работоспособности той или иной команды. Поэтому до того, как проведу хотя бы несколько сборов, я не буду даже думать о каком-либо стиле игры моих подопечных. Однако в целом самым оптимальным вариантом мне видится рисунок действий «Нью-Джерси» и «Детройта» в конце 90-х и до сегодняшнего дня — жесткий отбор шайбы в средней зоне, жесточайшая игра у своих ворот при наличии хороших исполнителей. И что примечательно, такой стиль сложился не без участия советских и европейских специалистов. К примеру, отец известного шведского игрока Питера Форсберга — Кент в свое время работал консультантом в тренерском штабе «Детройта» и «Нью-Джерси». В любом случае, этот пример был удачно заимствован многими клубами КХЛ и Европы. Однако подойдет ли эта несомненно выигрышная модель для нашей команды? Поживем — увидим...
- На что собираетесь делать акцент во время учебно-тренировочных сборов — на контрольные матчи или ледовые занятия?
- Во-первых, буду просить руководство федерации о возрождении должности тренера вратарей. Хотя бы одного для всех сборных. Также считаю идеальным, если бы в моем распоряжении находился тренер по специальной подготовке, по крайней мере, юниорской и молодежной команд. Ведь почему так называемые нехоккейные страны догнали Украину? У нас есть специалисты, которые прекрасно владеют тактикой, техникой, но им не хватает специфических знаний, за счет которых та же Венгрия превосходит нас на юниорском уровне. В целом план подготовки выглядит следующим образом: месячный летний сбор, куда будут входить как атлетические, так и ледовые занятия. Затем два сбора по ходу сезона в период международных перерывов. Во время одного из них я планирую повезти команду на один из престижных турниров в Канаду, дабы проверить ребят, что называется, на деле. И завершающий сбор накануне чемпионата мира в Киеве. Велосипед изобретать не буду, поэтому здесь придерживаюсь традиционного принципа подготовки к ответственным соревнованиям — 3-недельный сбор плюс 2-3 контрольных матча. Всего же мы планируем провести около 11-ти спаррингов. Уверен, этого достаточно.
- Кто из ваших заокеанских друзей поздравил вас с назначением?
- В первую очередь, мой партнер и товарищ по «Торонто» Майк Крушельницки. Я никогда не терял с ним контакт, и мы встречались около месяца назад. Он поздравил меня и сказал: «Добро пожаловать на тренерскую работу».
- Говорят, этот канадский специалист украинского происхождения всерьез рассматривается федерацией на пост главного тренера национальной сборной...
- Это действительно так. Но не ждите от меня каких-то прогнозов, я могу говорить о Майке, как о человеке и специалисте. Он лидер и победитель до мозга костей. Уже давно вице-президент ФХУ Вадим Сисюк обсуждал со мной кандидатуру Крушельницки. И когда я поехал в Америку месяц назад, передо мной была поставлена задача заинтересовать его. После нескольких встреч увидел настоящий блеск в его глазах и я понял, что ему очень хотелось бы тренировать команду той страны, откуда он родом. Кстати, в его семье до сих пор говорят по-украински, и когда я встречался с ним и его женой, то мы говорили на нашем государственном. И кстати, его украинский намного лучше, чем мой [улыбается).
- Считаете кандидатуру этого канадца наиболее подходящей?
- Мне сложно судить. Повторюсь, Майк — действительно лидер и квалифицированный тренер. Об этом говорит тот факт, что когда он работал помощником тренера в «Детройте», его клуб выигрывал Кубок Стэнли. К тому же у Крушельницки безупречная репутация игрока: он не один сезон провел в одной тройке с Уэйном Гретцки в «Эдмонтоне», на его счету — три Кубка Стэнли. Поэтому, если бы он работал в системе украинских сборных, у него было бы чему поучиться всем нашим специалистам.
Артем Ананьевский (СЭ в Украине/sport.com.ua, 11.06.2009)
Артем Ананьевский
Ось що хочу сказати з цього приводу...