Звонок корреспондента «КОМАНДЫ» на североамериканский континентзастал Алексея ПОНИКАРОВСКОГО немного грустным, никак не напоминающим человека, у которого все замечательно.
Журналистский обмен Поникаровского
— Алексей, что так невеселы?— пытаюсь до конца понять интонацию собеседника на другом конце провода.
— Мы сейчас совершаем турне по югу США и перед очередным матчем хочется хорошенько выспаться. Но суть не в этом. Мне явно не добавляет настроения слухи о вероятном обмене в другой клуб.
— Впервые в жизни вас хотят обменять в другую команду?
— Доподлинно мне неизвестно, вхожу ли я в дальнейшие планы генменеджера и наставника «Торонто», ведь летом я становлюсь свободным агентом и мне нужно предлагать новый контракт. Но разговоры на эту тему муссируются.
— Странно об этом слышать, потому как в прошлом сезоне вы установили личный рекорд по голам (23) и набранным очкам (61) за сезон. Да и во второй половине 2009-го стабильно набираете баллы.
— НХЛ — это бизнес. Здесь нужно быть готовым к любым событиям, в том числе смене обстановки. Но в моем положении, когда дети идут в школу, лучше было бы остаться в обжитом Торонто.
— Кажись, журналисты уже однажды поменяли вас в другую команду.
— Прошлогодняя история. В последний день обменов появилась информация в бегущей строке на ТВ, что меня отдали в «Нэшвилл».Тут же телефон начал разрываться, радиожурналисты стали спрашивать, что да как. Я говорю: «Подождите, мне из руководства никто ничего не сообщил на этот счет…» Нет, я не испугался от неожиданности, мне стало смешно, откуда первоисточник взял эту «утку» про обмен, ведь меня тогда не думали менять.
— Оцените собственное выступление в прошлом году?
— В принципе, 2009-й получился удачным, грех жаловаться.
— А какой год из жизни хотелось бы пережить снова?
— Уф, ну и вопросик… Думаю, особняком выделю 2002-й, когда я выступал за сборную Украины на Олимпиаде, потом женился, а позже у нас родился первый ребенок. Насыщенный год выдался — было весело.
— Сейчас у вас трое детей. Чем они радуют родителей?
— Тем, что растут потихоньку. Самому младшенькому — Максиму — 1 год и 2 месяца. А старший Александр (5 лет) пытается подражать отцу, встав в сентябре на коньки и взяв в руки клюшку. Дочь Джессика-Мария (7 лет), помимо учебы, пристрастилась к теннису, которым третий год активно увлекается. У нее даже собственный стиль уже заметен (улыбается).
—Успеваете следить за положением дел на родине?
— Обязательно, стараюсь быть в курсе всех событий. Сейчас в Украине прошел первый раунд выборов президента.
— Будь вы президентом Украины, какой бы первый указ подписали?
— Никогда над этим не задумывался… Но, считаю, было бы целесообразно улучшить условия для детско-юношеских школ во всех видах спорта. За годы независимости многие секции были расформированы, кардинально требуют восстановления спортплощадки. Было бы замечательно возродить хоккейную школу «Сокола», которая на стыке 90-х гремела в СССР. Спорт — это же здоровье нации!
— С таким лозунгом вам и в политику не стыдно податься! Интересно, какую бы профессию Алексей Поникаровский никогда не смог освоить?
— Кандидатом наук точно бы не стал (смеется). Чтобы достичь профессорского уровня, необходимо много научных знаний, перечитать массу литературы, а я не того склада человек. Не уверен, что хватило бы терпения пройти через все это.
— Новости КХЛ отслеживаете?
— Периодически.
—Значит, думаю, слыхали, как хоккеистам московского «Динамо» (вашего первого клуба) из-за гигантских заторов в декабре пришлось спуститься в метро, дабы успеть на матч КХЛ в «Лужники». А у «Торонто» случались дорожные приключения?
— Так сразу и не припомню. Разве что вспоминается 11 сентября 2001 года, когда наша команда готовилась лететь из Торонто в Сент-Джон на открытие тренировочного лагеря, но из-за террористического акта в Нью-Йорке все аэропорты перекрыли, и хоккеисты вынуждены были сбиться с графика на три дня (баулы с формой уехали в Сент-Джон до трагедии).
—Олимпиада-2010 уже на носу. За кого будете переживать в хоккейном турнире?
—Так как наши не пробились в Ванкувер, традиционно стану держать кулаки за братьев-славян: Россию и Белоруссию. Особенно любопытно будет понаблюдать за наставником белорусов Михаилом Захаровым, который по совместительству возглавляет и украинскую дружину.
— И что думаете по этому поводу?
—Мой партнер по «Торонто», белорус Михаил Грабовский, хорошо отзывался о своем первом тренере.
—У вас был контакт с Михаилом Михайловичем?
— Нет.
— Откликнитесь на приглашение Захарова помочь украинцам вернуться в элитный дивизион в апреле? «Торонто» вряд ли пробьется в плей-офф Кубка Стэнли…
— Я пока не готов обещать, что приеду в Тилбург, но такой вариант не исключаю. В НХЛ не принято заглядывать так далеко. Для начала нужно дожить до 3 марта, когда наступит дэдлайн — последний день обменов в НХЛ. Если меня обменяют в другой клуб, возможно, продолжу выступления в Кубке Стэнли, а если нет, то в любом случае нужно думать о подписании нового контракта.
— Кстати, недавно Александр Овечкин и не только он публично возмущались, что за океаном с хоккеистов дерут три шкуры. Речь о лютых государственных налогах в некоторых штатах, а также о так называемом «эскроу» — 18-процентном отчисления в НХЛ от каждой зарплаты игрока. Виртуально Поникаровскому кладут зарплату в $4 млн., а на руки выдают примерно $1,5 млн.
— Ничего не поделаешь, есть государственный подоходный налог, и есть налог НХЛ, который в последние годы только растет. Если в первые годы после локаута от каждой зарплаты хоккеиста отчисляется процент «эскроу» в виде 9—12 процентов, то после начала финансового кризиса цифры подскочили до 15—18 процентов. Эти деньги уходят в общий котел и хранятся там в течение сезона. Затем сама НХЛ — а не хоккеисты! — решает, как она финансово провела год. Если доходы превысили планку, прописанную в соглашении между НХЛ и хоккеистами, то фактически всю сумму возвращают. Если Лига пролетела, не заработала, то игрокам могут вернуть обратно 3—4 процента из общего котла, как было у нас в прошлом сезоне. Возможно, после действия нынешнего трудового соглашения между НХЛ и хоккеистами произойдут поправки, но сейчас мы ничего не в силах изменить.
— В России подоходный налог 13%, в Украине — 15%. А сколько отдает государству средний класс в Канаде?
— Если не ошибаюсь, от 30 до 47 процентов (сюда же входит налог на недвижимость). Все зависит от того, сколько ты зарабатываешь. Если у тебя зарплата меньше 60 тысяч долларов в год, то ты обязан отчислить в государственную казну одну сумму, если свыше 150 тысяч — другую.
—У вас в зарплатной ведомости значится $2,5 млн в год.
— Налоги дерут по максимуму! Правда, потом какую-то часть возвращают, но здесь система налогообложения весьма многоступенчатая.
— Коль мы заговорили о деньгах. Какие законы штрафов существуют в вашей команде?
— У нас внутрикомандные поборы, установленные самими хоккеистами: 500 долларов за опоздание на тренировку, 1000 «баксов» — если хоккеист без уважительной причины пропустил занятие и т.д.
— У вас есть агент?
— Да, моими делами не первый год занимается человек из агентской конторы знаменитого в прошлом защитника «Бостона» Бобби Орра. Мой партнер уже 30 лет в этом бизнесе, поэтому съел не одну собаку на сделках.
— Президент румынского «Стяуа» признался, что лишь раз отправился в храм и просил Бога помочь с футбольным вопросом. А вы по хоккейным делам обращались к Богу?
— Перед началом каждого сезона традиционно прошу Всевышнего помочь мне провести удачный сезон, чтобы не было травм, запомнились яркие мгновения. А почему нет? Я человек верующий, как и моя семья. Вместе с детьми и женой ходим в церковь, исповедуемся и причащаемся.
— Финский легионер «Динамо» Роман Еременко передвигается по Киеву на такси. А вы на каком авто ездите по Торонто?
— На такси мне слишком неудобно, ведь мой дом находится в стороне от центра. Я же езжу на комфортном и просторном Mercedes GL-550, который больше походит на джип.
—Сколько машин в вашем гараже?
— Две. Есть еще Mercedes S 550, который водит супруга.
— С дорожной полицией инциденты случались?
— Останавливали за превышение скорости, но я ненамного превышал лимит — на 20—30 км, причем-в 60-километровой зоне. Бывало, что выписывали небольшие штрафы, а если узнавали, то просили отделаться автографом. Каждый раз по-разному. Если же лихачить, то нужно ехать на специальные треки, а в окружении большого скопления машин я неуверенно себя чувствую.
— Свою первую машину помните?
— Когда выступал в «Сент-Джоне» (фарм-клуб «Торонто»), приобрел двухдверный спортивный Pontiac. А вообще мне всегда нравились большие автомобили — джипы.
— Значит, в детстве не о «Жигулях» мечтали?
— Кто из детей нашего поколения не мечтал о «Жигулях»?! Но ездить на них мне так и не довелось, хотя во время киевского этапа жизни у нас в семье был именно этот автомобиль.
— Какой вид спорта, кроме хоккея, уважаете?
— Наш футбол. Удавалось выбраться на НБА, бейсбол, американский футбол, считающийся самым популярным в Северной Америке. Было не скучно, но европейский футбол мне больше по душе.
— К чему стремится Алексей Поникаровский?
— Для меня важно, чтобы моя семья жила в благополучии, никто не болел, а в спорте хотелось бы хотя бы разок поднять над головой серебряную чашу Кубка Стэнли.
Вячеслав Волков («Команда»/СПОРТ.UA, 23.01.2010)
Вячеслав Волков
Ось що хочу сказати з цього приводу...