В ближайшее воскресенье в Донецке национальная сборная Украины начнет свой поход за путевкой в Дивизион 1А. О соперниках украинской команды мы еще поговорим отдельно. Сейчас же хочется остановиться на вопросах неспортивных, но непосредственно влияющих на вопросы спортивные.
Еще перед стартом финальной олимпийской квалификации из уст игроков сборной звучали слова об «отсутствии поставленной задачи». Воспринимать, скорее всего, это нужно было как отсутствие информации о премиальных. Помнится, тогда президент Федерации хоккея Украины Анатолий Брезвин даже провел специальную встречу с игроками, на которой ответил на вопросы из категории «сколько и за что».
И вот вновь вопрос премиальных возвращается. Открыто об этом игроки не говорят, но в любом интервью между строк можно найти финансовый подтекст. То ли Федерация вновь не озвучивает суммы игрокам, то ли игроки хотят слишком много – неизвестно. В любом случае ситуация внутри команды вряд ли способствует достижению положительного результата.
Платить или не платить?
Сразу хочется отбросить мысли и рассуждения о том, что в национальной сборной нужно играть по повиновению сердца. Для Мартышко, Захарова, Петранговского само попадание в сборную было бы наилучшей премией. Но для игроков, долгие годы играющих в команде, моральная часть вопроса стоит уже далеко не на первом месте.
За примерами далеко ходить не нужно. В той же Канаде суперзвезды редко приезжают в сборную, ссылаясь на тяжелый сезон и отсутствие мотивации. Там-то уж точно сборную формируют из тех, кто действительно хочет в ней играть. Но Канада Канадой, а у нас свои проблемы. Основная из них – минимальное количество игроков высокого уровня. И сколько бы мы ни говорили об отказе от услуг некоторых исполнителей, при наличии серьезных целей это невозможно. Все-таки самый худший условный «Матерухин» сильнее самого лучшего условного «Нименко».
После тяжелого сезона в физическом и моральном плане, когда после месяцев без зарплаты, скандалов в национальном чемпионате, недель неопределенности и различных слухов, информация о наличии премиальных за победу в чемпионате мира могла бы стать хорошим подспорьем для игроков сборной. Посему вопрос платить или не платить для автора этих строк чисто риторический.
Сколько платить?
Думается, у Федерации сомнений на счет платить или не платить премиальные за победу в чемпионате также нет. А вот на сумме премиальных нужно остановиться подробнее.
В мае прошлого года за победу на чемпионате мира игроки сборной команды России получили по 60 тысяч долларов. Да, даже у миллионеров (все без исключения игроки российской сборной имеют годовые оклады свыше миллиона долларов) есть премиальные. Причем, в сравнении с зарплатой в клубах, весьма небольшие.
Почему именно 60, а не 100 или 75? Дело в том, что за участие в чемпионате мира национальных сборных Международная федерация выплачивает контрибуцию их федерациям. Шестнадцать сильнейших сборных планеты в зависимости от занятого места поделят между собой свыше 7 миллионов швейцарских франков. Согласитесь, солидная сумма, ощутимый куш от которой получает команда-победитель. Вот в России взяли и поделили выигранные деньги между игроками и тренерами.
Между прочим, в свое время в Украине была подобная практика распределения призовых денег внутри команды. Такую систему в свое время предложил Анатолий Богданов, и тогда она казалась вполне справедливой: что заработал – то и твое.
Почему сейчас не сделать так же? Все дело в том, что играем мы далеко не в элите. Если команды из топ-16 мирового хоккея борются за свою часть от 7 миллионов, то команды нашей группы разыграют всего-навсего 92 500 франков, 17 500 из которых достанутся победителю. С учетом раздутого тренерско-административного штаба сборной Украины (12 человек в группе 1В – это, пожалуй, многовато), выходит по 500 франков на человека. Не густо, не так ли? Но тут уж извините: как играем, так и получаем!
Спонсора у национальной сборной, как и у федерации, нет, потому изыскать дополнительные средства ведомству Анатолия Брезвина будет непросто.
Слухи вокруг цифр
Но мы отошли от главного – какова цена победы команды на домашнем чемпионате? Точных цифр, что и понятно, не называют ни федерация, ни представители команды. Но реалии нашего хоккея таковы, что информация, так или иначе, просачивается в пространство.
Недавно появилась информация о якобы желаемом командой премиальном фонде в размере 250 тысяч долларов! При этом данная сумма предусматривает не только плату за победу, но и бонусы за попадание в команду и каждый отдельный выигрыш над… Эстонией, Литвой и другими «лидерами» мирового хоккея. Правда это или нет, знают лишь руководители федерации, а также тренерский штаб сборной. Но в любом случае, 250 тысяч и 17 с половиной тысяч ни в какое сравнение не идут. Для справки, чтобы получить бонус от ИИХФ в размере 250 тысяч национальной сборной нужно пробиться, как минимум, в десятку сильнейших.
Считаем клюшки!
У меня, как и у многих, вызвали ироническую улыбку заявления игроков относительно отсутствия клюшек, собрания научного консилиума по выдаче шнурков и других интересных моментов, связанных с экипировкой команды. Даже не знаю, смеяться здесь или плакать. Ведь подобных проблем на моей памяти у сборной не было. Не говорили о подобных трудностях и на предыдущих сборах команды Куликова. Напротив, в Дании украинские хоккеисты ходили в недешевых спортивных костюмах Bosco.
Но пришла пора готовиться к на самом деле главному турниру года (вы же не верили, что мы могли выйти на Олимпиаду?), а с ней пришли новые проблемы. Если данный факт имеет место и хоккеисты национальной сборной не получают экипировку, то грош цена всему руководящему составу украинского хоккея. Нанять на работу пять тренеров и семь человек им в помощь, чтобы потом не осталось денег на клюшки – нонсенс! Но ведь далеко не факт, что все происходит именно так, как об этом рассказывают хоккеисты.
С одной стороны подобные заявления могут быть следствием всего-навсего некачественной работы обслуживающего персонала сборной. Достаточно лишь одному звену из связки «тот, кто выдает» – «тот, кто получает» сделать что-то не так (неправильно посчитать необходимое количество клюшек при закупке, не проверить количество шайб на складе и т.д.) и условный Александр Победоносцев будет снимать шнурки с туфель, а потом шнуровать ими коньки.
С другой стороны это может быть банальной игрой на публику. В роле публики здесь и руководство Федерации (косвенное напоминание о тех же премиальных), и руководство хоккейного клуба Донбасс. Причем последний адресат даже более интересен, нежели первый. Вспомним историю с заключительным этапом подготовки сборной. Вопреки логике тренерский штаб команды решает проводить его в Киеве, а потом в поисках лучшей жизни (читай, условий) команда неожиданно переезжает в Донецк. Думается, позиция ХК Донбасс сыграла в этом переезде не последнюю роль. Может и в эпопее с клюшками / шнурками / коньками команда рассчитывает попасть «под крыло» полпреда КХЛ?
Не удивлюсь, если скоро появится информация о том, что ХК Донбасс готов помочь Федерации в вопросе финансового стимулирования. Даже если речь идет о четверти миллиона долларов.
Вместо итогов
Но вернемся к главной теме материала. Конечно, с одной стороны федерация не хочет (или скорее даже – не может) платить такие деньги, с другой – игроки не могут отойти от старых добрых времен. Ситуация близка к патовой и решать ее нужно непременно. В противном случае главным соперником нашей команды будут вовсе не поляки с голландцами, а неблагоприятные обстоятельства внутри самой команды.
Как бы вопрос с премиальными не решился, национальной сборной в любом случае нужно выходить на лед, ложиться под шайбы, добывать заветную путевку в группу А первого дивизиона. Собственно говоря, без этой победы вопрос о премиальных снимается сам собой.
Евгений Фесенко, iSport.ua
Ось що хочу сказати з цього приводу...