Президент хоккейного клуба «Донбасс» Борис Колесников в интервью корреспонденту агентства «Р-Спорт» Александру Рогулеву поделился впечатлениями от первого сезона выступления в КХЛ, рассказал о ближайших задачах как команды, так и всего украинского хоккея в целом, а также, в качестве вице-президента «Шахтера», оценил перспективы объединенного чемпионата по футболу.
На 70% сезоном доволен
- Можете в процентном соотношении сказать, насколько вы довольны первым сезоном? Все-таки, с одной стороны — завоевали Континентальный кубок, но с другой – не попали в плей-офф КХЛ.
- Если хотите цифр, то примерно 70 на 30. Естественно, в положительную сторону. Мы заранее понимали, что такое КХЛ. Я отдаю отчет, что по составу мы вполне могли бы рассчитывать на попадание в кубковую восьмерку. И это даже не мое мнение: так говорили специалисты, в первую очередь российские. Мы были укомплектованы как минимум не хуже, например, «Северстали». В общем, есть положительные моменты и не очень, но не скажу, что есть сильно отрицательные.
- Потерянные очки в концовке – следствие участия в Континентальном кубке? Команде не хватило сил?
- Нет, не думаю. КХЛ и лично (президент лиги) Александр Иванович (Медведев) пошли нам навстречу, раздвинув для «Донбасса» календарь чемпионата. Мы, к сожалению, еще до Кубка очень много потеряли очков, так что это не оправдание. Мы «поплыли» в самом начале регулярного чемпионата после выезда в Европу. Проиграли домашнюю серию в пух и прах, и уже отсюда пошли причины нашего непопадания в плей-офф весной. Хотя надо отдать должное команде – она билась до последнего.
- В концовке вы тоже потеряли невероятное количество очков…
- Опять же, если бы да кабы – можно говорить долго. Выиграй мы у ЦСКА по буллитам – прошли бы. Доведи до победы игру со «Слованом» – то же самое. Не проиграй мы немотивированным «Витязю» и «Спартаку»… Но все это – сослагательное наклонение. Мы посчитали: в чемпионате раздали как минимум 20 очков! При этом по два раза обыграли «Магнитку» со всеми ее звездами и «Трактор».
- Получается, дело в мотивации? Если вы обыгрываете «Магнитку», но теряете очки с «Витязем» и «Спартаком».
- Возможно.
- Это – одна из причин, почему вы расстались с Юлиусом Шуплером?
- Знал, что вы постепенно к этому ведете (улыбается). Скажут так. Я все-таки в первую очередь – болельщик. И вижу, что немного у Шуплера не получалось. Немного не те коллективы играют в КХЛ по сравнению с тем, что строил Юлиус. «Донбасс» показывал какой-то камерный или, если хотите, чехословацкий хоккей. Для внутреннего пользования. По крайней мере, мне это показалось. Хотя Юлиус старался, искренне переживал за «Донбасс», и у всех у нас было желание, чтобы у него получилось.
- Но — не получилось.
- Это тренерская судьба. Не получилось с нашей командой, получится с другой. Я буду искренне рад, если Шуплер достигнет высокого результата где-нибудь еще. Юлиус — очень хороший специалист.
Бюджет «Донбасса» огласим в середине августа
- В прошлом году были какие-то конкретные просчеты в плане селекции?
- Опять же, все кандидатуры либо были озвучены главным тренером, либо согласованы с ним. Поэтому у меня нет претензий к менеджерам – на этот вопрос должен ответить Шуплер. Но лично я не думаю, что были какие-то катастрофические ошибки в селекции. Те же игроки из НХЛ в нужный момент вытащили команду благодаря своему опыту, мастерству и пониманию хоккея. Им было тяжело на широких площадках, но они все равно очень помогли «Донбассу».
- В конце сезона «Донбасс» сыграл в Кубке Надежды. Он КХЛ нужен?
- Мне кажется, это очень неплохо в нашей ситуации. В первую очередь — для хоккеистов, которые не превращаются сразу в зрителей, а проводят еще несколько официальных матчей. Конечно, если КХЛ будет близка к Северной Америке и будет играть по 70-80 матчей, то Кубок Надежды, может быть, и не нужен. А когда 52 игры – это вполне уместно.
- Кстати, в следующем сезоне, похоже, в регулярном чемпионате будет еще меньше матчей. Как вы к этому относитесь?
- Раз в четыре года ради Олимпийских игр можно и потерпеть. В отличие от футбола здесь есть безусловный турнир номер один. Ему надо отдавать приоритет не только в КХЛ, но и в Северной Америке.
- Как продвигается строительство «Кальмиус Арены», которое вы анонсировали этой весной?
- Строительство арены находится на первоначальном этапе. 20 мая мы должны получить проектную документацию. Так что, думаю, настоящая стройка начнется в конце этого месяца. Хотелось бы в сезоне-2014/15 хотя бы несколько матчей сыграть уже на новой арене. Хотя это больше желание, чем обязательство. По сути, арена должна работать только к маю, но хоккея-то к этому времени уже нет. Поэтому ориентируемся на декабрь 2014-го — январь 2015-го, ближе к плей-офф, когда будет интереснее.
- В декабрьском интервью «Р-Спорт» вы уже называли примерную сумму бюджета «Донбасса». Сильно она изменится в следующем чемпионате?
- Давайте уточним. Если речь идет исключительно о зарплате, то близка к истине будет цифра в 22 миллиона долларов. Но есть еще налоги, технические расходы, расходы на молодежную команду и прочее. Я отвечу на этот вопрос примерно в середине августа, когда окончательно будет сформирована команда, чтобы все было понятно. Понятно, что бюджет будет не меньше прошлогоднего. Как минимум потому, что теперь у нас есть команда МХЛ. Насколько больше – пока не готов сказать.
Объединенный чемпионат по футболу – далекая перспектива
- Зимой вы подробно говорили о том, чтобы КХЛ в отношении с клубами постепенно переходила на формат футбольной Лиги чемпионов – с денежными поощрениями командам за их победы в регулярном чемпионате и плей-офф. Насколько я понимаю, сама КХЛ к этому не готова?
- Сейчас большинство расходов берет на себя «Газпром», выполняя социальные обязательства перед людьми. Мы же хотим, чтобы призовые деньги давали компании, максимально приближенные к реальному сектору: крупнейшие банки, авиакомпании, пивоваренные заводы и так далее. В обмен на рекламу, трансляции и все остальное. Возможно это или невозможно, но без этой модели КХЛ не будет настоящей лигой. Единственное, что мы не можем взять с западных моделей, – цены на билеты. Никто не будет платить за вход на спортивное мероприятие по 100 долларов. Но все остальное – реклама и телевидение — уже должны работать.
- Вы будете поднимать этот вопрос на собрании владельцев клубов КХЛ?
- Со временем. Понятно, что за один день такую идею не реализуешь. Но если лига действительно хочет, чтобы пришли сильные шведские, финские, немецкие и швейцарские клубы, то эта модель просто необходима. Безусловно, это не компенсирует ни одному большому клубу даже половины своих затрат. Но сделает чемпионат более интересным. А для европейских и вовсе станет невероятным бонусом – в той же Германии у самого богатого клуба бюджет 12-15 миллионов евро. Ведь в нынешних условиях они бы даже за место в плей-офф не боролись. Какой смысл им вступать в КХЛ?
- Ненадолго верну вас в тему футбола. В прошлом нашем интервью вы говорили, что объединенный чемпионат – это хорошо…
- Вот говорят, что есть какая-то ностальгия в этом объединенном чемпионате, поэтому его и хотят создать. Мне кажется, ее и в помине нет. Ведь большинство болельщиков, по крайней мере, «Шахтера» — молодые люди, для которых противостояния со «Спартаком» или московским «Динамо» являются лишь историей. Другое дело, что по качеству этот чемпионат будет в разы выше современной российской или украинской лиги.
- С тех пор мы узнали, что бюджет чемпионата будет 1 миллиард евро. Вам не кажется это смешным?
- Что касается суммы, то к ней я отношусь хорошо. Но, как я уже говорил, для этого нужно понимать последствия для каждой из стран. Что будет с украинским и российским футболом, который не попадет в лигу? Насколько это долгосрочно, как будут организованы местные чемпионаты, и так далее. Мне кажется, это – предмет долгих дебатов. Надеюсь, клубы и федерации все же найдут какой-то консенсус.
- По-вашему, это дело долгосрочное?
- Не нужно забывать, что есть еще одна большая проблема – вопрос с УЕФА. Ведь наши клубы не хотят отказаться от Лиги чемпионов. А чтобы турнир признали, требуются долгие переговоры с европейской федерацией. Сейчас, я считаю, говорить не о чем. Нужно ждать дальнейшего развития ситуации.
Назаров изначально был №1 в списке
- Вернемся к «Донбассу». Андрей Назаров – противоположность Шуплеру?
- Я считаю, что Назаров имеет огромный опыт – как игровой, так и тренерский. Думаю, мы на правильном пути, назначив его главным тренером.
- В сферу интересов «Донбасса» входили более именитые тренеры – иностранцы или российские специалисты, что-либо выигрывавшие в своей карьере?
- Это будет некорректно, если я вам назову фамилии. Конечно, мы рассматривали другие варианты – подстраховывались на все случаи, вдруг будет форс-мажор. Но Андрей с самого начала был номер один в нашем списке.
- Опыт тафгая Назарова – это плюс или минус для тренера Назарова?
- В сезоне увидим. Вот кстати, российская пресса на днях приводила слова Андрея о том, что «Витязь», увы, теперь не играет в такой силовой хоккей и теперь, после прихода Майка Кинэна в «Магнитку», силовое противостояние будет между «Донбассом» и «Металлургом». Думаю, все понимают, что это шутка. А вот насчет слов про то, что, мол, бедный (Сергей) Мозякин, к какому тренеру он попал, могу сказать одно: если «Магнитке» Сергей не нужен, то мы от такого игрока не откажемся (улыбается).
- Весь хоккейный мир ожидал, что как раз это «Донбасс» взорвет тренерскую «бомбу» и пригласит если не Кинэна, то хотя бы Милоша Ржигу…
- Я, честно говоря, не верю в то, что в СНГ нет специалистов, способных выиграть Континентальную хоккейную лигу. Тот же Знарок, несмотря на немецкое гражданство, считается нашим тренером. У нас очень много хороших кандидатов на роль «главного». Канадцы и европейцы, безусловно, представляют хоккей мирового уровня. Но это немножечко не то… Посмотрите, Юлиус ставил «Донбассу» европейский хоккей. Но в КХЛ и играют жестче, и ситуация внутри коллективов тоже жестче. Поэтому лично я считаю, что мы можем обходиться своими тренерами.
- Помимо выхода во второй раунд плей-офф, о чем было сказано на пресс-конференции, стоит ли перед Назаровым задача построить в «Донбассе» команду на долгосрочный период?
- Конечно. У нас в «Донбассе» разработана целая программа, которая включает в себя помимо клуба КХЛ команду молодежной лиги, академию, детские школы.
- Отсюда вопрос: как думаете, Назаров в будущем сможет совмещать посты в «Донбассе» и сборной Украины? Как делали и в Казахстане с «Барысом» и в Белоруссии с минским «Динамо».
- Это вопрос скорее к федерации. Но мне кажется, что такого разговора еще не было. Сейчас наша сборная выиграла путевку из дивизиона 1В в 1А. Как бы неэтично вести переговоры, когда тренер справился с задачей. А если в следующем году он выведет нас в элиту? Тем более будет неприличнее. Я считаю, что Александр Куликов – хороший специалист. Тем более, работать в украинском чемпионате и совмещать свой график со сборной еще возможно. А вот управлять командой КХЛ и еще уделять время сборной, на мой взгляд, сложно. Да и нет в этом необходимости – мы еще ничего не проиграли (смеется).
Натурализовывать нужно молодежь 18-20 лет
- Судя по разговорам, возвращение Руслана Федотенко в «Донбасс» – дело решенное?
- Давайте не торопить события. У Руслана есть действующий контракт с «Филадельфией», и до 30 июня о чем-то говорить мы не будем. Как я понял из его интервью, у него есть три сына и два перстня за победу в Кубке Стэнли. И как я понял, Руслан хочет третий перстень выиграть с нашим клубом в Кубке Гагарина. Знаете, я не против (смеется).
- Какие-то еще громкие приобретения «Донбасс» планирует этим летом?
- Это полностью зависит от Назарова. Он уже сказал, что команда сформирована на 95 процентов. Все будет видно по ходу сборов – сейчас-то команда практически укомплектована. Есть полноценные четыре звена, а на первые сборы поедет не меньше шести-семи составов.
- Я так понимаю, с задачей собрать всех квалифицированных украинских хоккеистов в «Донбассе» вы практически справились?
- Если отложить вопрос с Федотенко, то у нас нет только (Алексея) Поникаровского и (Константина) Касянчука. Все! Как бы мы ни хотели усилить сборную Украины, топовых игроков у нас больше нет. Есть огромное число родившихся в стране хоккеистов. Мы общими усилиями быстро насобираем на целую команду, но у них паспорта других стран. Вот, к примеру, (Николай) Жердев. Отличный хоккеист, родился в Киеве. Но он – гражданин России. Нужно, чтобы он четыре года поиграл за украинский клуб, и только потом можно обратиться с просьбой признать его украинское гражданство.
- Как вы вообще относитесь к натурализации россиян?
- Натурализация… Когда мы приглашаем хоккеиста 18-20 лет, который не заигран за сборную России и он принимает украинское гражданство – это перспективный путь. Когда мы начинаем искусственно лепить сборную из 30-летних ветеранов – это путь в никуда. Думаю, вы понимаете, как мы собираемся поступать. Надо набраться терпения и чуть-чуть подождать. Думаю, система становления хоккея на Украине займет примерно 5-7 лет. А пока будем обходиться теми ресурсами, которые есть.
- На чемпионате мира очень плохо выступают сборные стран, представленных в КХЛ. Латвия и Белоруссия едва избежали вылета, а Чехия и Словакия лишь в последний момент попали в плей-офф. Украину такая тенденция не беспокоит?
- Давайте мы сначала в элиту попадем, где эти сборные, как вы говорите, плохо выступают (смеется). Я бы не увязывал эти факты и не говорил, что КХЛ так уж влияет на результаты сборных. Просто сейчас многие команды «выстрелили». Ну кто мог предположить, что Франция сможет обыграть команду России? Не стоит проводить таких глубоких параллелей. Хоккей развивается во всем мире ударными темпами, и Украина это движение уже подхватила.
Александр Рогулев, «Р-Спорт» (15.05.2013)
Ось що хочу сказати з цього приводу...