Этим летом киевский «Сокол» собрал под свои знамена немало авторитетных воспитанников отечественного хоккея, в последние годы выступавших за рубежом. Среди них — форвард Сергей Варламов, первый в составе команды игрок, имеющий богатый опыт выступлений в НХЛ. В интервью «Новой» газете Варламов рассказал о причинах своего возвращения, вспомнил о презенте, который получил за первый гол в НХЛ, и признался, что скоро в третий раз станет папой.
— Наконец-то я буду играть дома, — говорит Сергей. — Это всегда плюс, так как в последнее время я вдоволь наездился по России. Со всеми партнерами я знаком по сборной, так что новичком себя в «Соколе» не чувствую. У нас довольно опытный коллектив, которому по силам бороться за самые высокие места в чемпионате Беларуси.
— Не смущает ли вас, что «Сокол» на матчи в Беларусь будет добираться поездом или автобусом?
— Нет, конечно. Когда я играл в низших лигах Канады, там практически на все выезды команда отправлялась на автобусе. Да и вообще, я непривередливый.
— А то, что в минувшем сезоне «Сокол» испытывал некоторые финансовые проблемы?
— Меня это не пугает, ведь по окончании чемпионата со всеми ребятами рассчитались, поэтому, надеюсь, все будет хорошо. Не забывайте, что финансовая ситуация нестабильна во всем мире, а не только у нас. Что касается моего перехода в «Сокол», то все получилось довольно просто. Как и каждое лето, я тренировался вместе с командой, поддерживал форму. И вот в один прекрасный день генеральный менеджер Вячеслав Завальнюк, зная, что у меня нет контракта ни с одним клубом, предложил остаться в «Соколе». Я согласился.
— Вместе с вами в Киев вернулись Константин Симчук и Сергей Климентьев. Это значит, что наши звезды приехали доигрывать?
— Ни в коем случае! Кроме экстралиги Беларуси есть еще Континентальный кубок, почему бы его не завоевать? Ну и, конечно, главный старт сезона — игры сборной на чемпионате мира в Голландии. Мы уже два года не можем вернуться в группу сильнейших, надеюсь, на сей раз задачу решим.
— Чем объяснить поражения от венгров и итальянцев на минувших мировых форумах?
— Отчасти нам не повезло. Но есть и объективная причина — отсутствие достойной смены. Из года в год цвета сборной защищают одни и те же игроки. Команда стала возрастной, скорости ей не хватает, тогда как наши молодые соперники, что называется, бегут. Нам срочно нужна «свежая кровь». Но где ее взять?..
— Вы немало поиграли в российской лиге, причем в таких клубах, как казанский «Ак Барс» и питерский СКА. Можно ли сравнить уровень команд КХЛ и киевского «Сокола»?
— Сложно провести такое виртуальное сравнение. С таким составом, который есть у «Сокола» сейчас, думаю, за место в плей-офф поборолись бы. В КХЛ очень высокий уровень, причем проходных матчей практически не бывает, разве что выделяются несколько команд-грандов. В итоге хоккеисты держат себя в тонусе на протяжении всего сезона. А вот в высшей российской лиге, где играл «Сокол» в прошлом сезоне, есть команды откровенно слабые.
— Где в России вам было комфортней всего?
— Если говорить о хоккее, то в Новосибирске. Когда я выступал за «Сибирь», мы не получали даже средних гонораров, но у нас подобрался отличный коллектив и мы в итоге заняли пятое место. Ну а что касается околоспортивной части, то, безусловно, назову питерский СКА. Условия для игроков там созданы не хуже, чем в НХЛ.
— Перейдем к вашей заокеанской жизни. Киев вы покинули в 15 лет, что заставило сделать такой «марш-бросок»?
— В «Соколе» я тренировался у Николая Ладыгина. Он знал канадских агентов и предложил мне попробовать свои силы на родине хоккея в юношеской лиге. В Киеве, по словам, Николая Львовича, я уже остановился в развитии. Все произошло довольно быстро, мне оформили документы, и вдвоем с Борей Проценко мы улетели за океан. Через три года я попал в систему «Калгари», а Боря оказался в «Питтсбурге». Сейчас, кстати, он работает скаутом «Далласа» — отслеживает талантливых ребят в Европе.
— И каково было одному в чужой стране? Или вы знали английский?
— Нет, не знал. В команде «Нельсон», а затем «Свифт Каррент» я был единственным русскоговорящим. Быть может, это мне помогло быстрее выучить английский. Жил же в обычной американской семье, как и все приезжие ребята, выступающие в юниорских лигах.
— В 21 год вас вызвали в основной состав «Калгари». Хорошо помните события тех дней?
— Конечно! Я окунулся в этот праздник, и до сих пор считаю те семь игр за «Калгари», в которых мне еще и удалось забросить три шайбы, самыми яркими в своей карьере. Кстати, после дебютного гола в команде мне сделали памятную доску с фотографией и этой самой шайбой. В НХЛ так принято.
— Почему же не удалось после такого успешного старта закрепиться в основном составе «Флэймз»?
— Я дебютировал в НХЛ на исходе первенства, когда тренерский штаб «Калгари» решил дать передышку лидерам. А следующий сезон снова начал в фарм-клубе. Быть может, мне не хватило стабильности или не вписывался в тренерские схемы. Вскоре я оказался в «Сент-Луисе», за который провел полсотни матчей. Но забивал нечасто, посему и здесь тоже не сложилось как хотелось бы.
— Вы довольно часто меняли команды и за океаном, и в России, а это связано с постоянными переездами. Семья колесила с вами по миру?
— Да, жена Юля и две дочки, Николь и Милана, постоянно путешествовали со мной. А сейчас мы с супругой ожидаем третьего ребенка. Это, кстати, стало одной из причин, чтобы остаться в Киеве. В столице у нас свой загородный дом, где моя семья чувствует себя очень комфортно. Так что я всем на сегодняшний день доволен. Дальнейшие планы? С хоккеем пока завязывать не собираюсь. Планирую поиграть еще минимум года три, а то и больше. Словом, пока силы будут.
ДОСЬЕ
• Сергей Варламов родился 21 июля 1978 г. в Киеве.
• Амплуа — нападающий. Рост 180 см, вес 92 кг.
• Выступал за команды низших американских лиг, провел четыре сезона в НХЛ за «Калгари» (1997/1998, 1999/2000) и «Сент-Луис Блюз» (2001—2003), в России играл за «Ак Барс» (2004/2005), «Сибирь» (2004—2008), «Северсталь» (2008/2009), СКА (2008/2009) и ХК ВМФ.
• Обладатель Кубка Колдера (AHL) в составе «Сент-Джон Флэймз» (2001).
• Участник Олимпиады в Солт-Лейк-Сити (2002) и четырех чемпионатов мира 2000, 2003, 2004, 2005).
Андрей Грушицкий, для «Новой» газеты
Андрей Грушицкий
Ось що хочу сказати з цього приводу...