Воспитанник харьковской «Дружбы-78» до определенного времени являлся загадкой для широкого круга болельщиков. Что, собственно говоря, неудивительно — нападающий поколесил не только по традиционной для многих наших игроков Северной Америке, но и по «экзотическим» Голландии и Италии. Пытался трудоустроиться в «Соколе», однако не подошел Александру Сеуканду, для которого игрок, по его словам; также остался загадкой. Возможно, это был один из самых важных шагов в его карьере, ведь в двух следующих сезонах Тимченко дважды завоевал золотые награды белорусской экстралиги в «Юности», а заодно первое и второе место в бомбардирской гонке.
- Олег, — обращаюсь к 30-летнему игроку, — сезон-2009/10 завершен. Какие впечатления он оставил?
- Двоякие. Если говорить о чемпионате Беларуси, то он прошел нормально — в «Юности» я второй раз подряд стал чемпионом, к тому же снова вошел в число лучших бомбардиров лиги. Иначе обстояли дела в сборной. Все мы расстроились из-за второго места на чемпионате мира в Голландии. Можно считать, что это фиаско.
- Второе место заняла и «Юность» в финальном раунде Континентального кубка. Как был расценен такой результат клубным руководством?
- Тоже как трагедия. Должны же были выигрывать. Сами виноваты, что не получилось.
ПОЧЕМУ-ТО ВСЕ СЧИТАЮТ, ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ В ЭЛИТЕ
- Вернемся все же к сборной. Практически перед каждым чемпионатом мира многие наши игроки обещают лечь костьми, чтобы вернуться в элиту мирового хоккея. Но вот уже три года мы пролетаем мимо сильнейшего дивизиона… Так вообще по силам ли нынешнему поколению украинских хоккеистов завоевать путевку в «высший свет»?
- Я думаю, что как только у нас наладятся хоккейные дела в стране, мы сразу же выйдем в элиту. Просто так ничего не бывает. В той же Австрии свой чемпионат, хоккеисты, которые работают и ни о чем не заботятся… Может, поэтому им повезло больше, чем нам. А что у нас? Любительский чемпионат, одна профессиональная команда — «Сокол», и то, которой деньги не платят. И почему-то все считают, что мы должны быть в высшем дивизионе. Я не говорю уже о детском хоккее. Детям негде заниматься. В Харькове давно построили каток, который все никак не запустят. Не могут поделить, кому он принадлежит — то ли городу, то ли области, то ли еще кому-то. То есть вроде бы катки строятся, но смысла в них нет. В Киеве, говорят, и вовсе хотят закрыть «Льдинку»… Если в других странах хоккей развивается, то у нас пока идет в обратном направлении.
- И в сборной, и в клубе вам довелось работать под руководством Михаила Захарова. Это больше плюс или минус?
- Иногда минус. Даже ребята в сборной это заметили: чуть что, он уже мне подсказывает, где допустил ошибку и так далее — ну все, как в клубе. А с другой стороны, плюс, потому что доверял. Если в предыдущие годы меня ставили в третью-четвертую пятерку, то сейчас играл в первой.
- Методы работы Захарова в клубе и в сборной чем-то отличаются?
- Не очень. В принципе все практически то же самое, только в сборной эти методы были чуть помягче.
- А вообще, Михаил Михайлович строгий тренер?
- Довольно-таки. Не будешь выкладываться, санкции у него могут быть серьезными — вплоть до увольнения.
В ХОККЕЙ МЕНЯ УМЕЛО ЗАМАНИЛИ
- Вернемся назад, в ваше детство. В вашей анкете на клубном сайте «Юности» напротив вопроса «О чем мечтал в детстве?» значится ответ «Футбол». Но вы выбрали хоккей. Что помешало сбыться мечте?
- В детстве я занимался футболом два года, мне очень нравилась эта игра, с мячом буквально спал. А потом пошел в секцию, где сказали, будет и футбол, и хоккей…
- Обманули?
- Не то, что обманули… Умно заманили, можно так сказать (улыбается). Это сделал Иван Николаевич Правилов.
- Легендарный тренер, можно так сказать.
- Скажу коротко. Поиграв в Канаде, Голландии, Италии, Беларуси, видя, как там работают с детьми, могу уверенно сказать: не видел ни одного детского тренера сильнее, чем он.
- А насколько, на ваш взгляд, удалось реализовать себя в хоккее тем ребятам, с которыми начинали играть в хоккей в «Дружбе-78»? Да, Зубрус – в НХЛ, Разин — в России, Якушин — в Беларуси, Калмыков — в Великобритании, Панасенко – в «Харькове». А остальные?
- Ну, нас и было-то всего 13 человек. Зубруса, Калмыкова, Панасенко, Якушина, Разина назвали. Ключко женился, живет в Канаде. Булыга, Ширяев, Старченко осели в Америке. Мараховский тоже живет и играет за океаном. Баранковский работает в Харькове детским тренером. В целом, все устроились в жизни, несколько человек продолжают играть на высоком уровне. Словом, реализовались, думаю, в достаточной степени.
- Как и остальные воспитанники Ивана Правилова, вы также провели несколько лет в Канаде…
- Поехал играть в лигу QMJHL, выступал в командах «Руан-Норанда Хаскиз» и «Бай-Комо Драккар». Хотелось расти, прогрессировать. Чего греха таить, мечтал и об НХЛ. А как не мечтать? Тем более, когда видишь, что ты ничем не хуже ребят, которые сейчас звезды. С Рибейро из «Далласа» и Дюпуи из «Питтсбурга» играли в одной команде, на льду довелось соперничать с Лекавалье, Луонго, Таньге, Ричардсом, Бушемином. Да и результативность показывал неплохую. В первом сезоне забросил 22 шайбы, в следующем — 35, а после третьего — с 49 голами попал в пятерку лучших снайперов лиги. Но потом вдруг мой агент сообщил, что он закончил работать… Я был молод, к тому же оказался в чужой стране без поддержки. Начали закрадываться мысли: ради чего все это, не пора ли заканчивать? Слава Богу, вовремя их отбросил. Продолжил карьеру в Лиге Восточного побережья (ECHL). Поиграл за два сезона в трех командах и понял: надо двигаться дальше и возвращаться в Европу.
«ПРИЕДЕТ ЧЕХ, И МЫ ВАС СРАВНИМ»
- И двигаться вы решили через родную Украину, где хоккей в ту пору вряд ли был лучше, чем сейчас. Сначала донецкий «Донбасс», затем родная «Дружба-78» с мальчишками на 9-11 лет младше. Неужели не было вариантов получше?
- Были, конечно. Еще когда играл в Америке, звали в Ярославль. Но тогда не рискнул сорваться с насиженного места. К тому же в «Локомотиве» на тот момент были задержки по зарплате. Потом, когда уже играл за «Донбасс», ездил в Нижний Новгород. Но там своя ситуация была. Тогда в российских командах разрешалось играть не более чем трем легионерам. Приезжаю в Нижний, мне говорят: «Оставайся, со дня на день приедет чех, мы вас сравним…». Я ждать не захотел, тем более агент сообщил о возникшем варианте с ЦСКА. Поехал в Москву. А был декабрь, последнее дозаявочное окно. Прождал несколько дней, меня так и не заявили. Пришлось возвращаться в Украину. Может быть, стоило немного подождать, остаться в Нижнем Новгороде. Тем паче я потом узнал, что никакой чех туда так и не приехал… Ну, ничего, поиграл на родине, а потом Константин Ермак, который до этого какое-то время работал менеджером в «Дружбе-78», а сейчас является хоккейным агентом и живет в России, предложил продолжить карьеру в Голландии. Я решил попробовать, и не пожалел. Ведь именно из «Херенвена» меня впервые вызвали в национальную сборную.
- Выходит, не такой уж он и плохой, голландский чемпионат…
- Для меня лично это вообще переломная веха. Можно сказать, именно после Голландии моя карьера пошла по нарастающей. Потом была Италия. С командой «Ренон» дошел до финала, где мы уступили «Милану». Об итальянском периоде тоже жалеть не приходится. Вообще у наших людей какое-то неверное представление об уровне хоккея в отдельных странах. Когда играл в Голландии, Италии, многие удивлялись, говорили: «Да что это за чемпионаты? Ну, какой там хоккей?» Только Италия почему-то в этом году была представлена в высшем дивизионе, а мы третий год туда попасть не можем. Уничижительные отзывы в нашей стране доводилось слышать об австрийском, датском, норвежском хоккее. Таким «спецам» я бы посоветовал взглянуть на результаты чемпионата мира-2010 в Германии: те же датчане победили финнов, американцев, норвежцы выиграли у чехов. А чем можем похвастать мы?
- Последние четыре сезона вы провели в Беларуси. Чувствовали себя легионером?
- Ну, конечно! Особенно у Захарова. Не будешь играть — не будешь нужен.
ПОРА В КХЛ!
- Если проследить за развитием вашей карьеры, нельзя не заметить, что ни в одной из команд вы не задерживались дольше, чем на два года. Откуда такая тяга к перемене мест?
- В принципе, где бы ни играл, везде был нормальный результат. А когда достигаешь чего-то, начинаешь искать что-то получше. Все равно нужно двигаться вперед, не стоять на месте. Думаю, что только поэтому.
- В «Юности» ваша карьера также пошла по нарастающей. Что теперь?
- Мой контракт с минским клубом подошел к концу, сейчас я отдыхаю, но в течение ближайшего месяца необходимо определиться с будущим местом работы. Думаю, что уже пора пробовать себя в КХЛ.
- Сейчас уже на сто процентов известно, что в сезоне-2010/11 в КХЛ будет представлена и Украина. В новосозданный «Будивельнык» не зовут?
- Предложения есть из разных клубов, но я пока думаю. Правда, я читал, что перед генменеджером «Будивельныка» Олегом Куприяновым никто не ставит задачу создания базового клуба сборной Украины. Тренером команды, опять же если верить прессе, будет чех Йозеф Яндач. Нужен ли ему в составе Олег Тимченко — вопрос. Если не найдется места в «Будивельныке», большой проблемы не будет. Ни мне, ни моей семье не привыкать жить за пределами Украины. Но еще раз скажу: хотелось бы поиграть на родине, для своих зрителей. На мой взгляд, легионеров не должно быть много. А присутствие в команде КХЛ украинских хоккеистов даст толчок популяризации хоккея в нашей стране.
Николай Брынза, газета «СЭ в Украине»
Н. Брынза
Ось що хочу сказати з цього приводу...