Двукратный обладатель Кубка Стэнли, во время локаута в НХЛ играющий за ХК «Донбасс», рассказал о пользе телевизора в изучении языка, свободном времени с клюшкой в руках и поездке с женой Дэбби в село под Винницей
- Руслан, ты помнишь свой самый первый официальный матч?
- Какой именно официальный? Детский, юношеский? Помню, но смутно. Это было еще в Киеве.
- А в НХЛ?
- В НХЛ, конечно, помню. Часто прокручиваю ту игру в памяти и по сей день. Это один из тех жизненных моментов, которые не забываются никогда, не важно сколько пройдет лет. Этот матч был в Нью-Йорке, моя команда («Филадельфия Флайерз») играла против «Нью-Йорк Рейнджерс». И тогда я… опоздал на игру. Да, было и такое. Меня вызвали позже положенного. Дело в том, что до этого я выступал за фарм-клуб, как обычно готовился к игре, и тут тренер говорит: «Собирайся в Нью-Йорк». И я из Филадельфии на поезде поехал в Нью-Йорк. Помню, вбежал в раздевалку, когда уже играли национальные гимны. Ну, ничего, быстро переоделся — и в бой!
- Для любого человека переезд в другую страну — событие неординарное. Что было наиболее сложным, когда ты оказался в Америке?
- Да, просто не было, особенно в начале, но покинув Украину, я играл сначала в Финляндии. Мне тогда было 16 лет, исполнялось 17. Языком я по большому счету не владел, не знал того образа жизни, к которому привыкли финны. Потом, когда перебрался в Канаду, было уже полегче. Там можно было жить в семье, к тому же была очень дружная команда. Ребята во всем друг другу старались помочь. Подвезти на тренировку или с тренировки — не вопрос, кто-то из команды обязательно заберет тебя.
- Быстро удалось преодолеть языковый барьер?
- Когда я приехал в Канаду, то старался как можно быстрее выучить язык. Поскольку семья была украинская, и дома со мной общались в основном на украинском, вне дома я старался окунуться в общение на английском. Честно говоря, мне тут очень помог телевизор — когда я что-то смотрел, то старался вникнуть, понять разговорную речь.
- Самый великий хоккеист, с которым тебе доводилось играть в одной команде?
- Я со многими играл. Наверное, в НХЛ не великих нет. Если ты попал в эту систему, то ты уже признанный профессионал.
- А все-таки?
- Из легенд играл с Эриком Линдросом, Китом Примо, Эриком Дежерденом, Марком Рекки. Играл со многими нынешними звездами — с Кросби, с Малкиным, с Гончаром, с Лекавалье. Одним словом, я видел очень многих.
- Самые серьезные травмы, которые случались в твоей карьере?
- Слава Богу, каких-то очень серьезных травм не было. Было несколько операций, в 2004-м году было серьезное сотрясение мозга, конечно, много переломов. Но это хоккей.
- В хоккейных драках доводилось участвовать?
- Да. Не очень много. Однажды в драке сломал руку, после этого стараюсь не драться.
- Наверняка, самая запоминающаяся игра в твоей карьере, это седьмой матч финала Кубка Стэнли-2004, в котором ты забросил две победные шайбы. Перед тем поединком вещие сны не снились?
- Там не до сна было, поскольку все понимали, что значит каждый следующий матч. Но никаких ночных «видений» или чего-то подобного не припоминаю.
- До ХК «Донбасс» когда-нибудь капитанствовал?
- Как-то не припоминаю, может в юниорах. По-моему, был когда-то ассистентом, но капитаном — никогда.
- Какие у тебя увлечения помимо хоккея?
- Я люблю играть в гольф. В Америке как только выпадало свободное время, всегда играл. Иногда бываю на рыбалке. Ну, наверное, и все. Особых хобби толком-то и нет. С нашим графиком практически времени не остается. Люблю проводить время с семьей, детьми.
- После окончания игровой карьеры, чем планируешь зарабатывать на жизнь?
- Мне часто задают этот вопрос, но ответа на него у меня пока нет. Пока будет можно — буду играть. Параллельно стараюсь узнавать как можно больше о разных направлениях бизнеса, о том, чем бы я мог заниматься. Время у меня еще есть. А начинать какое-то дело, ничего о нем не зная, я не хочу. Сейчас надо собирать, копить информацию и знания. Потом время покажет.
- Ты женат на американке, перевез за океан родителей, то есть выбрал для жизни США. Будет когда-то рассматриваться вариант возвращения в Украину? Или это уже необратимый процесс?
- Наверное, да. Там я прожил большую часть своей жизни, и тот жизненный уклад, образ жизни мне нравится больше. За океаном все привыкли жить по правилам, наверное, это одна из особенностей американцев. А здесь правила не очень любят. К сожалению.
- Если локаут затянется, приедет ли жена в Донецк?
- Она, кстати, сейчас в Донецке. Приехала пару дней назад, но только в гости. Мы встретились в Киеве и уже успели побывать у моих родственников в селе, недалеко от Винницы. Но о переезде речь не идет. Дэбби будет в Донецке до 22 декабря.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОБЕДНЫЙ
Руслан Федотенко родился 18.01.1979 в Киеве
Федотенко — единственный хоккеист из экс-СССР, которому удалось забросить победную шайбу в финале Кубка Стэнли. В седьмом матче финальной серии-2004 его «Тампа» победила «Калгари» — 2:1, и обе шайбы были на счету Руслана! Плей-офф того года для него получился вообще лихим — 12 шайб — второй снайпер Кубка. Двукратным обладателем Кубка Стэнли левый крайний из Украины стал с «Питтсбург Пингвинз» в 2009-м. За 11 сезонов в НХЛ провел 816 игр и набрал 353 очка (169+184). Этим летом подписал годовой контракт с «Филадельфией» на $1,75 млн, но пока в НХЛ локаут, играет в КХЛ за «Донбасс»: в 26 матчах — 14 очков (5+9).
Газета «Сегодня»
Ось що хочу сказати з цього приводу...